Современное состояние

О Т Ч Е Т  Главы сельского поселения Володарское перед Советом депутатов об итогах работы в 2016 году.

 09 февраля 2017год

 

Уважаемые депутаты!

Уважаемые присутствующие!

 

            Сегодня я представляю вам отчет о работе главы поселения и его администрации в 2016 году, а также поделюсь нашими планами на ближайшее будущее.

 Традиционно мы делаем это  в форме расширенного заседания Совета депутатов, в котором могут принимать участие, высказывать свое мнение, задавать вопросы все желающие. Администрация поселения всегда открыто проводит работу в активном диалоге  с нашими жителями, принятые решения в виде нормативно - правовых актов обязательно обнародуются, как того и требует законодательство.

В отчете о работе за определенный период традиционно приводится детальный анализ исполнения бюджета с постепенной разбивкой, исполнения муниципальных программ и достигнутых показателей. Вес ли вы не возражаете, эту информацию мы вынесем за пределы доклада и отдельно приведем в ближайшем номере газеты, тем более, что цифры плохо воспринимается на слух, а сегодня я ограничусь обобщенной информацией об итогах работы за год и затрону актуальные вопросы, прямо влияющие на нашу жизнь и перспективы развития.

Конечно, мы живем в меняющемся мире, и наши конкретные планы корректируются с учетом изменений в законодательстве. Но мы по-прежнему стараемся строить свою работу исходя из понимания, что мы, в конечном счете, в ответе за все, что происходит на нашей территории. Хотя я должен с сожалением констатировать, что заявленный президентом страны лозунг о том, кто власть должна быть устроена таким образом, «чтобы человек мог дотянуться до нее рукой» на практике реализуется в некоторых регионах, к числу которых, увы, относится и Подмосковье, с точностью до наоборот – все укрупнить, централизовать, а поселенческое звено повсеместно упразднить как излишнее и малополезное. Но этой горячей темы я коснусь чуть позже.

Подводя итог прожитому году с удовольствием отмечу, что в поселении продолжаются позитивные процессы, территория активно и системно развивается, хотя и с отставанием от намеченного графика. В целом мы движемся в соответствии с утвержденным четыре года назад планом действий «Семь шагов в будущее». Продолжается расселение и снос старых домов, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, работы по благоустройству территории. Причем в данном случае наглядно проявляется пример совместных действий администрации поселения и Ленинского района. Если программу РЗТ поселение разработало и запустило самостоятельно и сегодня реализуются сразу три договора РЗТ – в центральной и южной частях поселка и в деревне Большая Володарка, а еще один такой договор – по нечетной стороне ул.Текстильной находится в стадии подготовки, то возведение социальных и инженерных объектов осуществляется, в основном, силами района. Позволю себе привести цитату из моего доклада годичной давности на эту тему: «Все мы хорошо знаем историю с реализацией программы по освоению 3 млрд. рублей из бюджета г. Москвы. В предыдущие три года программа фактически была провалена, и надо отдать должное новому главе района О.В. Хромову, в 2015 году он ее, по сути, спас. Если бы не его энергичные действия, она бы просто тихо умерла. А сейчас мы видим, что начаты работы по всем четырем объектам, причем пристройка к зданию ДДУ №17 «Пчелка» находится уже в высокой стадии готовности, а по остальным объектам темпы работ быстро наращиваются. Сегодня у нас уже нет сомнений в том, что и новая школа, и новый детский сад будут построены, а также проведена реконструкция очистных сооружений. Для нас это крайне важно, потому что позволяет обеспечить социальной инфраструктурой поселение с некоторым опережением, как, собственно, и должно происходить при правильной организации процесса». Готов подтвердить, что в 2016 году активность действий районной администрации на этих объектах не снижалась, а только нарастала.

Единственное, пожалуй, что следует ускорить, это формирование управленческой структуры образовательных учреждений в поселении. Как ни крути, а в два новых учреждения предстоит набрать не менее ста человек персонала, большая часть из которых должна иметь педагогическое образование. Но среди местных жителей таких ресурсов просто нет, а рассчитывать на то, что кто-то на Володарку будет ездить, как показывает практика, тоже особо не приходится. В этих условиях проблемой уже нужно заниматься вплотную и в первую очередь определяться с руководителями учреждений, штатными расписаниями и т.д., т.е. провести организационные мероприятия. Для достижения конечной цели всё это исключительно важно.

            К сожалению, в прошедшем году нам не все удалось сделать в сфере благоустройства, тому были разные причины, но кое-что все- таки сделано и проведена серьезная подготовительная работа для реализации важных мероприятий в этой сфере в 2017 году. Из наиболее значительных достижений отмечу расширение дорожного полотна до двух полос движения плюс тротуар на ул. Текстильной, устройство двух новых парковочных площадок – у д.№2 по ул. Елохова роща и у здания администрации, общая их вместимость – более 160 автомобилей, устройство детской игровой площадки нового поколения у д.№43 по ул.Зеленой и ряд других. Кроме того, смонтированы линии уличного освещения и ливневой канализации в районе строящегося детского сада на 230 мест и муниципальной котельной, проведена подготовка, а в теплое время года будут организованы основные работы по устройству проездов, парковочных площадок и тротуаров на подходах к двум детским садам, общая вместимость которых составит солидную величину в 400 мест. Могу уверенно сказать, что к новому учебному году эта часть поселка приобретет достойный, ухоженный вид, а ее близость к лесному массиву создаст для детей исключительно благоприятную, комфортную среду.

 Нас нередко упрекают в том, что мы недостаточно уделяем внимание благоустройству деревень, занимаясь только поселком. Но ведь и количество жителей в этих населенных пунктах несравнимо, а истраченный бюджетный рубль должен работать максимально эффективно. Кроме того, есть проверенная жизнью формула – кто хочет, тот делает. Примером тому может служить подход ПК «Григорчиково», объединяющего более 200 владельцев домов. Мы пошли им навстречу и помогли оформить в аренду три земельных участка в прибрежной зоне для целей благоустройства. И они смогли так обустроить там общественное пространство, что любо – дорого посмотреть. И не попросили на это ни копейки бюджетных средств, наоборот – оплачивают в районный бюджет арендные платежи. Опять же самостоятельно производят очистку прилегающего лесного массива. А вот другая половина той – же деревни Григорчиково бесконечно жалуется на недостаток внимания со стороны администрации  поселения, моего как главы, а заодно Комитета лесного хозяйства и Мосавтодора. По их мнению, никто не проявляет о них заботу, а их роль сводится только к уплате налогов (хотя платят их далеко не все). Для сведения -  в деревне проживают двадцать семь избирателей. Возражений нет, мы обязаны представлять и их интересы тоже, и будем это делать, но по- настоящему благоустроенную территорию можно сделать только совместными усилиями. По - другому не бывает.

Что касается трех других деревень, то в деревне Большое Саврасово утвержденным проектом планировки это определено инвестору – застройщику ЖК Илья Муромец, и он начал эту работу, но из-за судебных процедур реализация проекта приостановлена. Надеюсь, что в ближайшее время она возобновиться. Между двумя заречными деревнями – Малая и Большая Володарка, как вы, наверное, знаете, в практическую плоскость перешел проект РЗТ, которым предусмотрено, в том числе, и устройство обширной рекреационной зоны с детскими игровыми, спортивными и прогулочными площадками. Все это будет общедоступно, и, надеюсь, уже не за горами. Основная часть работ планируется на 2017-2018 г.г. таким образом, все населенные пункты поселения в той или другой степени будут охвачены мероприятиями по благоустройству территории. Но в первую очередь нас заботит, конечно, комплексный подход к благоустройству как дворовых территорий, так и общественных пространств пос. Володарского. По мере реализации договора РЗТ «Центр – 1» будут преображаться и дворовые территории у домов – новостроек, при этом завершение работ предполагается в 2018 году. Надеюсь, что уже в текущем году будет проведен аукцион и начнется практическая реализация по проекту «Центр – 2». Кроме того, у нас готов проект и мы хотели бы продолжить работу по обустройству бульвара на ул. Зеленой. Есть необходимость провести ремонт асфальтового покрытия на проездах и тротуарах у домов №35 и №36 по ул.Зеленой. Продолжения требуют также работы по озеленению и приведению в порядок отдельных участков с древесной растительностью. Все это мы планируем отработать уже в текущем году за счет дополнительных доходов бюджета и переходящего с прошлого года остатка денежных средств. До конца марта нам необходимо подготовить технические задания и сметы на производство работ, внести поправки в бюджет и перейти к закупочным процедурам. Мы прогнозируем, что суммарно сможем направить на эти цели порядка 20,0 млн.руб. При утвержденном объеме доходов на 2017 год в 50,0 млн.руб., это значительная сумма.

В прошедшем, 2016 году, общий объем расходов составил 64,6 млн.руб. при плане 69,2 млн.руб., т.е. 93,3% от плана, но с учетом сокращения объема полномочий в сравнении с 2015 годом это означает не уменьшение, а даже некоторый рост расходов по оставшимся полномочиям. Фактические расходы бюджетных средств в 2016 году распределяются следующим образом: почти 40% направлены в сферу ЖКХ, а это, главным образом, благоустройство; около четверти – на обеспечение деятельности органов местного самоуправления; еще четверть – на финансирование двух бюджетных учреждений, «Лодыгино» - в сфере культуры и досуга и «Атлант» - в сфере физкультуры и спорта; и оставшиеся 10% - на прочие расходы. В целом структура расходов мало изменилась  в сравнении с 2015 годом, несколько уменьшилась доля затрат на обеспечение деятельности органов местного самоуправления и подросла доля расходов на благоустройство.

   Что касается доходной части бюджета 2016 года, от первоначально утвержденной величины в 48,4 млн.руб. фактически получены доходы в сумме 72,3 млн.руб., т.е превышение составило почти 50%. И произошло это, конечно, не само собой, а является результатом напряженной работы наших сотрудников. Именно такая работа позволила создать неплохой задел на наступивший 2017 год и накопить на казначейском счету переходящий остаток – 22,8 млн.руб., который после первой корректировки бюджета будет направлен на финансирование приоритетных мероприятий.

Кстати, формирование и исполнение бюджета поселения находится под пристальным вниманием районных контрольных органов. В 2016 году плановую проверку в рамках внешнего финансового контроля провела ревизионная комиссия и еще две – по исполнению бюджета и соблюдению закупочных процедур – финансовое управление. Проверяют нас много и с удовольствием. По большей части это полезные мероприятия, наши специалисты стараются воспринимать их именно так, но иногда акцент делается на формальных требованиях, никак не влияющих на эффективность расходования бюджетных средств. Тем не менее, мы готовы к дальнейшему сотрудничеству в этой сфере и уже сейчас проводится очередная плановая проверка ревизионной комиссии.

            Не могу не отметить очень полезную и весьма эффективную работу двух наших муниципальных учреждений. Мы, конечно, понимаем, что работают они в крайне тяжелых условиях, не имея современной материальной базы, но на этом этапе спасает дружная совместная работа всех учреждений, расположенных в поселении, независимо от их ведомственной подчиненности. Это и два поселенческих учреждения, и средняя школа, и библиотека, и школа искусств, и даже частный образовательный центр «Сема». Все они понимают, что работают на одной территории, часто с одними и теми - же детьми, и совместная работа дает лучший результат. Очень востребован оказался новый школьный стадион на территории действующей школы. Появление игрового поля с искусственным покрытием позволило сделать футбольный стадион круглогодичным, а хоккейные площадки, а их в поселке три, на разные возраста, использовать по назначению. И в начале сезона, еще в конце ноября, благо позволяла погода, все три площадки были залиты и активно использовались жителями, что продолжается и сейчас. А в последний выходной января был проведен традиционный, восьмой по счету, открытый турнир по хоккею с шайбой на приз главы поселения «Перламутровый глобус». Всего приняло участие 4 команды, т.ч. из Ленинского и Раменского районов, наш клуб «Носороги» занял 3-е место. Очень надеюсь, что летом завершиться обустройство стадиона в новой школе, что позволит еще активнее организовать спортивную работу в поселении. Ну а в перспективе рассчитываем получить новый стадион на месте нынешнего и большой крытый спортивный манеж в деревне Большая Володарка. В свою очередь, МБУ «Лодыгино» получит в распоряжение освобождающиеся помещения ДШИ, которые подлежат реконструкции. Согласитесь, нам есть к чему стремиться, и есть над чем работать. Указанные сферы – исключительно важный элемент качества жизни живущих здесь людей.

Одним из главных политических событий прошедшего года были, конечно, выборы депутатов Госдумы и Мособлдумы. На своей территории мы провели мероприятие достаточно организованно и результативно. В предварительном голосовании партии «Единая Россия», прошедшем в мае, приняло участие более 14% избирателей поселения, притом, что в районе этот показатель лишь немного превысил 7%, и на сентябрьских выборах мы показали весьма приличные результаты. Это говорит о том, что, опираясь на актив поселения, мы в состоянии провести эффективную работу по широкому участию жителей в избирательном процессе.

  В наступившем 2017 году истекает срок полномочий избранных органов местного самоуправления поселения. С учетом новой жилищной застройки администрация как орган, осуществляющий техническую подготовку и проведение выборов, готовит предложения по корректировке некоторых избирательных округов, МИК поселения приступила к уточнению списков избирателей, в бюджет поселения заложены необходимые финансовые ресурсы. Выскажу свое мнение, что я как глава поселения и депутаты нашего Совета, выстроили достаточно конструктивные взаимоотношения, позволяющие открыто и ответственно подходить к принятию тех или иных решений. И единственным критерием в нашей работе были и остаются интересы наших жителей, наших избирателей, а вовсе не чьи – то мнения и оценки. И я, и нынешний состав Совета депутатов придерживаемся неизменной позиции о том, что лучше всех других уровней власти понимает и представляет интересы жителей именно поселенческое звено местного самоуправления. Есть много примеров того, что и районные и, тем более областные структуры подходят к решению конкретных вопросов формально, без учета специфики и фактического состояния отдельных территорий. А нашим мнением, мнением людей, которые здесь живут и по Конституции страны имеют право самостоятельно определять, как им организовать жизнь на своей земле, часто даже не интересуются. И если не буква,  то дух Конституции здесь однозначно нарушается.  

Но мы реалисты и понимаем, что принятые законы, нравятся они нам, или не очень, нужно исполнять. На сегодня значительная часть полномочий по закону передана от поселений к муниципальным районам. Вместе с полномочиями передана также часть доходных источников. В новых реалиях мы прожили уже два года и можно сделать первые выводы. Есть, конечно, позитивные моменты, но по многим вопросам районные службы пытаются строить отношения с поселением по привычной схеме – мы руководим и контролируем, а вы организуйте работу. Но поселение просто не вправе осуществлять, а тем более финансировать какие – то работы. А там, где район реально начал исполнять конкретные полномочия, далеко не всегда жители нашего поселения от этого выиграли. В качестве примера можно рассмотреть полномочия в жилищной сфере. В свое время администрация поселения провела большую работу по формированию советов многоквартирных домов. Тщательно подбирались люди, проводились собрания, организовывалось консультирование по правам и обязанностям советов, мы знали и взаимодействовали с каждым председателем, в администрации поселения были конкретные специалисты, отвечающие за этот участок работы. А теперь эта работа если и организована, то очень поверхностно и предстоящие до конца 2017 года выборы новых составов Советов домов будут, как мне кажется, проведены достаточно формально. Хотя жилищный актив во все времена позволял наладить эффективное взаимодействие между властью и жителями.

Я уже не однажды говорил, что в период с 2009г. по 2014г. администрация поселения полностью закрыла очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, а это 63 семьи, и еще более 40 квартир предоставила на различных видах права работникам бюджетных учреждений из всех сфер, обслуживающих наших жителей. На начало 2015 года очередь нуждающихся из 13 семей, недавно признанных нуждающимися, была передана району. Насколько мне известно, за прошедшие два года ни одна из этих семей квартир не получила и почти наверняка долго еще не получит. Уверенно могу сказать, что поселение за этот период нашло бы возможность улучшить жилищные условия для 4-5 семей очередников. И мы предлагали сохранить это полномочие у поселения. Но получили отказ. И кто от этого выиграл? Аналогичная ситуация с обеспечением служебным жильем работников полиции. Этот вопрос теперь относится к ведению района, но вынуждено его решать поселение, потому что мы крайне заинтересованы в том, чтобы участковый оперуполномоченный проживал именно на нашей территории, и до Развилки, и до Видного – далеко, а вопросы общественной безопасности актуальны всегда. В итоге за два последних года по ходатайствам УВД мы предоставили две служебные квартиры сотрудникам полиции.

                        Для чего я так подробно остановился на таких вот вновь возникающих проблемах? Уж точно не для того, чтобы кого – то упрекнуть, обвинить или, как говорят, перевести стрелки. Цель у меня другая. Призвать наших коллег из района и области уйти от крайностей и попытаться выстроить совместную работу взаимно дополняя друг друга, не отрицая безусловную полезность каждого управленческого звена. Ведь послушаешь иного руководителя, даже самого высокого уровня, и диву даешься. Оказывается, все проблемы, социальные, транспортные, инженерные и кучу других можно решить легко и просто – разогнать поселения, районы преобразовать в округа, и на сэкономленные деньги все заживут весело и счастливо. Без грустной улыбки читать и слушать такие рассуждения невозможно. Как выглядят приводимые в пользу такого решения аргументы, если их наложить на Ленинский район? - Будут введен единый тариф за коммунальные ресурсы и услуги, что более справедливо.

Так он у нас и так единый, за исключением, может быть Совхоза им. Ленина, о чем тамошние жители вряд ли жалеют. - В пределах округа будет пониженный единый тариф за проезд в общественном транспорте.

  Подозреваю, что троллейбус по поселениям вряд ли поедет, а для автобусов тариф не снизят никогда, поскольку это повлечет убытки Мосавтотранса и покрыть их будет нечем. - В результате ликвидации поселенческих администраций будет сэкономлено значительное количество финансовых ресурсов, которые можно будет направить на решение социально- экономических вопросов нового округа.

Во – первых, есть серьезные вопросы, в какую сторону изменится качество муниципального управления после преобразования. Далеко не факт, как я уже сказал выше, что в лучшую.

Во – вторых, за три последних года и без всяких преобразований администрация нашего, к примеру,  поселения сократила численность сотрудников вдвое, сейчас без учета рабочих должностей у нас работает целых 10 человек, из которых муниципальных служащих всего четверо. Соответственно, сократился и фонд оплаты труда. И откуда возьмется эта мифическая экономия?

В -  третьих, наше поселение было и всегда будет периферией района, поэтому при любой централизации приоритеты, очевидно, будут отдаваться кому угодно, но только не нам. И поэтому органы местного самоуправления поселенческого уровня – единственная сила, способная и мотивированная на защиту интересов местных жителей. И кто бы, что ни говорил, а практически будет именно так.

Небольшой, но наглядный пример такого отношения я могу привести. Районное Управление образования регулярно проводит различные мероприятия с участием педагогов и детей, и это, безусловно, правильно. В 2016 году  учитель начальных классов Володарской школы  О.Р.Феофанова  была признана победителем конкурса «Педагог года» и мы, конечно, рады за нее. Чаще всего такие мероприятия проводятся на базе городских школ, что для города, конечно, удобно. Но почему-то начальники от образования не утруждают себя вопросом – а как педагогам и учащимся добираться из Володарки до Видного и обратно? Почти каждое мероприятие требует проведения репетиций, доставки костюмов, инвентаря и т.д., в них принимают участие и школа и садики, но ни по одному учреждению не заложено ни копейки средств на транспортные услуги. И руководители учреждений всякий раз вынуждены выискивать различные кривые пути, чтобы решить очередную проблему. Иногда на их просьбы откликается и администрация поселения, принимая затраты на себя, но наши возможности тоже ограничены. А чаще всего приходится «отдуваться» родителям, какие при этом звучат в наш адрес комментарии, можно только догадываться. Почему на эти цели не предусматриваются относительно небольшие деньги, понять трудно. Но то, что наше удаленное поселение оказывается в неравных с городом условиях, очевидно.

            Не так давно у меня состоялся примечательный разговор с моей матушкой. Ей уже 82 года и случайно наткнувшись в телевизоре на говорящую голову, которая с придыханием вещала о том, как здорово все заживут после того, как  разгромят сельские администрации, она задала мне вопрос, а для чего все это делается. И поделилась воспоминаниями о том, что такое у нас в стране уже было – в конце шестидесятых под флагом оптимизации управления закрывались сельские школы, больницы, укрупнялись сельсоветы, но очень скоро стало понятно, что людям от этой оптимизации стало только хуже, жизнь в деревнях и селах стала замирать. Поняли, что наломали дров, попытались вернуть ситуацию обратно, но было уже поздно – растеряли кадры, утратили преемственность и в итоге получили негативный результат. И что, спросила матушка, те ошибки ничему не научили? Или новое поколение руководителей должно на себе испытать действие тех же граблей? Что я мог ей ответить? Надо заметить, что дома мы такие вопросы обсуждаем крайне редко, но очевидная непродуманность принимаемых по этому вопросу решений непременно будет иметь последствия.

Кстати, далеко не все субъекты в России  в рамках проводимой контрреформы, размахивают шашками. Примерно треть из них подошли к проблеме вдумчиво, перераспределяя только часть перечисленных в федеральном законе полномочий и не разрушая сложившуюся систему управления. Еще треть субъектов федерации, причем в большинстве своем весьма успешных, предпочла сохранить сложившуюся структуру и позволить поселениям самим решать, в каких вопросах они не могут обойтись без помощи района или области. И я убежден, что именно такой подход является самым разумным, а проводящие такую политику губернаторы – самыми прозорливыми.  Сделав круг, мы обязательно вернемся к той модели управления, которую сейчас разрушаем, потому что люди живут на земле и имеют право сами решать, как им лучше обустраивать свою землю. Только вот времени будет много потеряно. И это жаль.

  Я вынужден был посвятить значительную часть своего доклада этой непростой теме, потому что во всех нас поселили неуверенность в завтрашнем дне. Управление территорией невозможно без ощущения перспективы, ведь принимаемые нами решения часто имеют далеко идущие последствия. Трудно понять, кому и зачем понадобилось раскачивать плывущую лодку, но очень бы хотелось, чтобы нам дали возможность спокойно работать. Мы готовы к совместной конструктивной работе, и я убежден, что объединив усилия, мы достигнем наилучших результатов.  

       Уважаемые друзья! Нынешний отчет – последний перед предстоящими в сентябре выборами и, было бы правильным, если бы я сегодня оценил пройденный за четыре года путь и сделал акцент на своих заслугах. Но я, пожалуй, не стану этого делать, потому что мы регулярно и подробно рассказываем о своей работе на встречах, на сайте поселения в сети Интернет, в нашей местной газете «Панорама». План наших действий «Семь шагов в будущее» не утрачивает своей актуальности независимо ни от чего и остается стратегическим документом на ближайшие годы. Самую объективную оценку проделанной нами работе дадут наши жители на избирательных участках. Тем не менее, и новый глава поселения и следующий созыв Совета депутатов неизбежно и быстро придут к пониманию, насколько важно правильно расставить приоритеты в работе, а также терпеливо и настойчиво отстаивать интересы территории на любом уровне.

   Перед началом нашего сегодняшнего мероприятия вы слышали, я надеюсь родившуюся в прошлом году новую песню о нашем поселке. Она имеет символичное название – «Признание». Это и есть признание в любви к этой земле, к ее красоте, ее истории, ее будущему. И это главное, что мы готовы завещать будущим руководителям и всем жителям этого чудесного уголка Подмосковья. Мы передадим им веру, любовь и надежду…

 

СПАСИБО.